Пресса

Концепция кинопоказа глобально изменится совсем скоро

Интервью журналу «Кинобизнес Сегодня» | № 11 (312), ноябрь, 2018



Генеральный директор группы компаний «Кинокомфорт» Сергей Пуськов рассказал нам об опыте внедрения на российском рынке кинопоказа лазерной проекции и поделился своим представлением о киноиндустрии ближайшего будущего.

«Кинобизнес сегодня»: Как для вашей компании прошёл этот год? Можете выделить какие-то особенные события в жизни вашей компании, интересные проекты?

Сергей Пуськов: Этот год был для нас весьма насыщенным как событиями, так и проектами, которые мы реализовали. Вообще, условия, в которых находится бизнес системных интеграторов, трансформируется и усложняется с каждым годом. Общая финансовая нестабильность экономики, жёсткая конкурентная как среди коллег-интеграторов, так и самого кинотеатрального показа с другими видами визуального потребления в целом, быстрое обновление технологий и продуктов - всё это требует постоянного пребывания в тонусе. С другой стороны, эти предпосылки требуют постоянного развития и творческого подхода к своему делу - а это именно то, что мы любим.
К концу прошлого года мы поняли, что та система ведения бизнеса, которая сложилась в компании за 14 лет её существования, с 2004 года, требует глобального обновления и перезапуска. Уже 7 января мы начали проводить мозговые штурмы со всеми своими ключевыми специалистами и запустили переход нашего бизнеса на новый уровень. Очень быстро родилась и реализовалась идея создания вместо одной, сложно функционирующей и не всегда логичной компании группы компаний с простой и понятной структурой, функционалом и финансовой независимостью. Сейчас в группу «Кинокомфорт» входит четыре компании, ключевая из которых «Кинокомфорт-лазер». Её специализация вполне очевидна. Другие компании решают инсталляционные и сервисные задачи, работают со световым и звуковым оборудованием для театральных проектов, ведут тендерные процедуры. За год работы в новом формате заново разработанные бизнес-процессы прошли отличную обкатку, мы убедились в правильности своих подходов и уверенно смотрим в будущее, понимая, какие ещё улучшения нам предстоят. Мы вошли в этот год с мощным проектом в своей копилке - первым в России полностью лазерным и полностью с объёмным звуком курским 9-зальным мультиплексом «ГриннФильм». К середине года мы успешно завершили не менее масштабный проект второго нашего и снова первого российского, на этот раз полностью RGB-лазерного 13-зального мультиплекса «Горизонт» в Ростове-на-Дону, и снова полностью с объёмным звуком. Ну, а встречать новый год будем открытием нашего третьего полностью лазерного 6-зального мультиплекса во Владикавказе. Конечно же, с объёмным звуком. Каждый из этих проектов по-своему уникален. Мы получили колоссальный опыт в решении новых сложных и интереснейших инженерных задач при запуске каждого из них, а это именно то, что развивает персональные компетенции и не даёт угаснуть той самой искре инженерного творчества, которая изначально есть в каждом из нас, кинокомфортовцев.

- С проекторами каких производителей вы предпочитаете работать и почему?

- С момента перехода технологий кинопоказа на цифровые технологии мы являемся авторизованными партнёрами в России двух ключевых производителей проекционного оборудования.
Первая - бельгийская Barco, кинотехнологическое подразделение которой объединилось сейчас с несколькими другими компаниями под брендом Cinionic. Эта компания - безусловный лидер рынка инновационных лазерных проекционных технологий. 18 моделей лазерных DCI-проекторов позволяет нам без затруднений и компромиссов выбирать оптимальные решения для каждого из проектов - от бюджетных кинозалов до премиальных люксовых. У Barco, на наш взгляд, лучший по удобству работы и надёжности киносервер Barco Alchemy из имеющихся сейчас на рынке. И, конечно же, нельзя не упомянуть систему трёхслойного объёмного звука Barco AuroMax, реалистичность звучания которой не оставляет равнодушным никого. За время многолетнего сотрудничества мы неоднократно были на фабрике Barco в Бельгии, в сборочных цехах, на многочисленных тренингах по всем новым технологиям, и всегда восхищались уровнем этих технологий компании и подходами к инновационным разработкам. Ведь Barco - это не только и не столько производитель DCI-проекторов. Это уникальнейшее оборудование для медицины, сверхточные мониторы с разрешением 12К, дисплеи для диспетчеров, а не так давно еще и сверхнадёжные мониторы для аэробусов, вертолётов и прочей экстремальной по перегрузкам техники, где отказ оборудования в принципе не допускается. В нашем видении, симбиоз инженерных решений из разных отраслей воплощается в каждом продукте этой компании. А это как раз то, что нам нравится - красивая, надёжная, дружественная в общении техника. Именно проекторы Barсo мы инсталлировали в трёх полностью лазерных мультиплексах в России.
Наш второй давний партнёр, ещё с «плёночных» времён - итальянский Cinemeccanica. Практически единственный «тяжеловес» со столетней историей, который не только перешёл в цифровую эпоху кинопоказа, но и весьма уверенно чувствует себя в ней. Посмотрите, весь бывший цвет 35-мм брендов канул в Лету - Kinoton, Strong, Meopta, Ernemann. Итальянцы же смогли перестроиться и снова быть на волне новых технологий. В одной из наших полностью лазерных инсталляций мы использовали внешние RGB-источники лазерного света Cinemeccanica Laser LUX в связке с проекторами Barco. Очень гибкое, доступное и качественное по всем параметрам решение.

- Участвуете ли вы в программе кинофикации малых городов по программе Фонда Кино?

- Да, конечно. Поначалу мы относились к этим проектам с неким скептицизмом. Всё-таки это практически всегда компромисс, в большинстве своём это «как бы кинотеатры» - приспособленные под показ дома культуры, актовые залы и прочие помещения с совсем не кинотеатральной проектной подготовкой. Наша базовая школа кинотеатра, заложенная теоретически во время обучения в Институте Кино и Телевидения, и развитая практически в сотнях «классических» инсталляций, входит в диссонанс с теми условиями, которые нас встречают на местах. Крашеные параллельные стены, практически полное отсутствие акустической обработки, светлые тона, отсутствие аппаратных. Да и в аукционах всё чаще стали участвовать сомнительные компании, сбивающие цену ниже себестоимости и затем рыскающие по поставщикам в поисках специализированного оборудования. Всё это не приносит того инженерного удовольствия, которое мы всегда получаем в наших сложных коммерческих проектах. В каждом из трёх конкурсных блоков за прошлые годы мы поработали в 5-7 кинозалах. Нас привлекли в них интересные решения с выкатными или складывающимися рамами экранов, необычные места установки проекторов и возможность поработать с лазерной техникой.





- Как вам удается работать в этих кинотеатрах с лазерной проекцией, понимая финансовые ограничения и непостоянный курс рубля?

- Два кинозала мы оборудовали младшими проекторами Barco с лазерно-фосфорными источниками света. Конечно, фиксированная рублёвая сумма, выделяемая на один кинозал и не привязанная к колебаниям курса валют, не позволяет использовать лазерную технику для средних и больших залов, но для маленьких она пока ещё приемлема. Как сложится ситуация в новом году, с выросшим НДС и новыми таможенными тарифами - покажет время, не будем загадывать.

- И всё-таки, что для вас интереснее: оборудовать несколько залов обычного кинотеатра, скажем, типового многозальника в региональном торговом центре, или один зал премиального формата?

- В нашей картине мира время «типовых» многозальников уже прошло. Сегодняшний кинопоказ вошёл в эпоху мощнейшей конкуренции с домашним и смартфонным просмотром формата VOD (видео по запросу). Для телевидения эта конкуренция ещё чувствительней, ведь растёт поколение, которое уже не смотрит телевизор, весь нужный им здесь и сейчас контент они получают на экране своего смартфона. Кино пока ещё остаётся коммерчески востребованным зрелищем, или событием, или временем проведения досуга в приятной компании. Но сегодняшний потенциальный зритель уже слишком «избалован» новыми технологиями и возможностями доступа к ним. Типовой многозальник в старом, 10-, 5-летней давности понимании - это уже нонсенс, это инвестиции, возврат которых практически нереален. Пришло время типовых многозальников нового формата. Каждый зал в нём - премиальный, вне зависимости от его размера. Удобнейшие кресла, качественная лазерная проекция рассчитанная на долгий срок службы, объёмный звук, исключительный сервис - вот формула нового типового многозальника, вот формат коммерчески успешного кинотеатра. Именно такие проекты нам интересны, именно их мы и реализуем сейчас.

- Возвращаясь к теме лазерной проекции, насколько охотно сегодня кинотеатры идут на установку лазерного оборудования? Чем они аргументируют свой выбор того или иного типа проектора?

- Если взглянуть в общемировом масштабе, то ещё прошлый год стал в прямом смысле переломным в развитии лазерной проекции. По данным компании Barco, падающая кривая количества продаж ксеноновых проекторов и растущая кривая продаж лазерных проекторов пересеклись в 2017-м. Это значит, что «лазеры» выходят в доминирующее положение по новым инсталляциям, а «ксенон» неуклонно идёт к полному прекращению производства. Небольшие, по мировым меркам, скандинавские страны уже объявили о полном переходе всех кинотеатров страны на лазерные источники света. Количество инсталляций в азиатских регионах просто впечатляют: 11.000, вдумайтесь, одиннадцать тысяч лазерных ретрофитов - модулей, устанавливаемых в проектор вместо ксеноновых блоков, было инсталлировано на начало этого года только в Китае! Эта цифра в два раза больше всего количества кинозалов в нашей стране. Россия тоже набирает лазерные обороты, но пока не настолько быстро. На мой взгляд, тому есть пара причин. Первая - пока ещё повсеместный наш менталитет экономического планирования при начале нового проекта. За многолетнюю историю общения с потенциальными заказчиками нам ни разу не было предложено подготовить предложение с комплексным расчётом 10-, 5- или хотя бы 3-летних затрат на приобретение и обслуживание проекционной техники. Именно так, как считает прогноз своих инвестиций цивилизованный мир. Всегда идёт ценовая битва конкурентных предложений как по типу техники, так и по её брендам, на уровне «сейчас итого». Когда же спустя пару лет наступает «прозрение» о том, что лампы нужно менять довольно часто и это дорого, что энергопотребление - это дорого, что послегарантийный сервис - это всегда нужно и тоже дорого, то зачастую бывает уже поздно. Пока мне вообще непонятно, как будут коммерчески выживать однозальные кинотеатры в малых городах, оборудованные «ксеноновыми» проекторами, у которых цена лампы зачастую превышает то, что остаётся от кассовых сборов за квартал. Примерно такая же ситуация у больших коммерческих проектов, реализованных на кредитные средства. А ведь именно правильный начальный взгляд на многолетнюю экономику инвестиций в оборудование кинотеатра и показывает неоспоримое преимущество и выгоду «лазерных» решений в долгосрочной перспективе. Тем более это актуально для небольших кинотеатров, оснащаемых по программе Фонда Кино, где оборудование приобретается на целевые бюджетные средства, а все расходы по его эксплуатации, в том числе покупку дорогих ламп для «ксенонового» проектора, ложатся уже на сам кинотеатр. Здесь экономика «лазерного» решения показательна и очевидна даже для сомневающихся. Вторая причина замедленного внедрения лазерной проекции в России - конечно же, несоизмеримые экономические условия для владельцев кинотеатров по эту и по ту стороны границы. Процентные кредитные ставки, налоговые и таможенные пошлины, колебания курса валют, программы многолетних рассрочек, структура распределения кассовых сборов - всё не в нашу пользу.

- Как быстро, на ваш взгляд, будет распространяться в России лазерная проекция? Очевидно, скорость ее распространения нельзя сравнивать с прошедшей несколько лет «цифровизацией» кинопоказа?

- Сомнений нет: медленно, но уверенно лазерные проекторы всё больше будут инсталлироваться в новых российских кинотеатрах. Пока счёт идёт на десятки инсталляций в год. Думаю, что к 2020 году число инсталляций будет измеряться сотнями. Наверняка всё большую популярность будут приобретать «ретрофиты» - модули с лазерным источником света, которые устанавливаются вместо лампового фонаря «ксенонового» проектора. На сегодняшний день компания Barco выпускает такие модули практически для всех своих проекторов. Это значительно дешевле нового полного проектора при всех тех же «лазерных» преимуществах.
Конечно же, замена ламп на лазер не станет настолько быстрым и глобальным процессом, как это было буквально несколько лет в эпоху ухода плёнки из кинотеатров. Ведь тогда в принципе менялась как концепция подготовки и дистрибьюции фильмокопий, так и качество показа - в прошлое ушли категории фильмокопий по качеству в зависимости от количества протяжек плёнки через фильмовый канал. Качество показа, скажем так, не то чтобы возросло, но оно стало стабильным - как на первом, так и на сотом сеансе. И все мы к этому привыкли.
Замена ксенонового проектора на лазерный - это тоже изменение, но оно не настолько очевидно для зрителя, чтобы он был готов платить за билеты больше. Качество изображения нового проектора с новой, качественно отстроенной лампой, и качество изображения лазерного проектора практически идентичны. Редкий рядовой зритель сможет почувствовать разницу. Суть лазера - как раз в долговременно стабильном качестве, измеряемом годами, в отличие от лампы, теряющей яркость на 50% и цветовые характеристики за месяц-два своего срока службы. И, конечно же, сюда подтягиваются все темы с экономикой владения, о чём мы говорили раньше. Немалую роль играет также и пока что актуальный маркетинговый потенциал «первого лазерного» кинотеатра в городе или регионе.





- Все ли вопросы безопасности лазерного кинопоказа решены сегодня в России?

- Тема лазерной безопасности весьма обширна, ей можно посвятить ещё более объёмное интервью. И её, кстати, мы детально разбирали и обсуждали на сентябрьской встрече нашей российской секции общества инженеров кино и телевидения SMPTE, на выставке Кино Экспо в Санкт-Петербурге.

Если кратко резюмировать, то ситуация следующая. С точки зрения безопасности как таковой - все вопросы решены. Каждому проектору производителем присвоен свой международный класс лазерной безопасности, условия для мест установки детально определены, существуют чёткие и конкретные регламенты по маркировке помещений с проекторами, доступа в них, инструктажа персонала. Наша компания скрупулёзно их все соблюдает и выполняет. Здесь не могу удержаться от обращения к владельцам кинотеатров: «Пожалуйста, будьте аккуратны при выборе поставщика и инсталлятора лазерного проектора. Работайте только с авторизованными партнёрами производителя. Требуйте у них персональные сертификаты о прохождении обучения по инсталляции и сервисному обслуживанию лазерных проекторов на приезжающих к вам специалистов.» Поверьте, лазерная техника абсолютно безопасна - с чётким пониманием границ этой безопасности. Нарушение этих границ по незнанию может привести к печальным физическим и юридическим последствиям для всех участников. Образно говоря - это как включённый утюг в вашем доме. Не нужно по незнанию притрагиваться там, где он может обжечь. Зная правила, им может пользоваться даже ребёнок.
С точки зрения правового регулирования вопроса лазерной безопасности, именно лазерных проекторов, у нас есть ещё что совершенствовать. На мой взгляд, этот процесс перейдёт из стадии пассивного состояния в стадию практической реализации при наборе «массы» насущности вопроса, когда количество кинотеатральных инсталляций в России начнёт расти экспоненциально.

- Одна из актуальных тем сегодня - это обеспечение доступа в кинозалы слабовидящих и слабослышащих посетителей. Предлагаете ли вы какие-то решения в этой области?

- Да, конечно. Впервые мы узнали о таком оборудовании лет семь назад на выставке CinemaCon в Лас-Вегасе. Это было очень интересно, но непонятно, как его можно применить в российских условиях. Следующий раз, во время технического сопровождения кинофестиваля «Дух Огня» в Ханты-Мансийске, нас попросили об установке одной такой системы для работы с уже начавшимися выпускаться российскими фильмами, имеющими специальную звуковую дорожку речевого комментария о происходящем на экране - «Викинг» и «Притяжение». Мы установили и опробовали такую систему одного зарубежного производителя. Мы увидели и поняли, как это работает, какие искренние эмоции от посещения кинотеатра и «просмотра» фильма получают слабо видящие посетители. В общении с дирекцией фестиваля проскользнула фраза: «Вот бы такую систему, да по доступной цене - это был бы серьёзный социальный проект».
«Почему бы и нет?» - подумали мы, и включили наше инженерное творчество на всю катушку. За год мы с чистого листа разработали философию и внешний вид, нашли мощных партнёров по схемотехнике и сборке и запустили серийный выпуск нашей, российской системы тифлокомментирования для кинотеатров под торговой маркой «Говорун». Анализируя существующие сейчас аналоги, мы видим абсолютное преимущество своего устройства во всех отношениях - как тактильных и функциональных, так и стоимостных. Очень приятно, что количество заказов на «Говоруна» растёт в геометрической прогрессии, что мы смогли сделать продукт реально мирового уровня в своём классе.
И главное в инженерном творчестве что? Правильно, главное не останавливаться! Сегодня мы серийно выпускаем устройства версии 1.5 и уже накопили пакет усовершенствований для версии 2.0, который обкатаем и запустим в реализацию в начале следующего года. Конечно, большую роль в этом играет то, что «Кинокомфорт-лазер» базируется в Санкт-Петербурге. Уровень технологий большого количества расположенных здесь предприятий, работающих в том числе на оборонную и космическую отрасли, пока позволяет реализовать все наши весьма непростые пожелания и идеи.
Резюмируя, основная концепция и философия, заложенная в нашу систему тифлокомментирования «Говорун» следующая - исчерпывающий функционал, минимальное количество интуитивно понятных настроек, регулировки, выполняемые слепым пользователем, комплексная инженерная и потребительская эстетика, безостановочно стремящаяся к совершенству. Именно поэтому мы используем в производственном цикле нашего изделия такие технологии, как лазерная резка и гравировка нержавеющей стали, высокоточная фрезеровка алюминия на станках с ЧПУ, многослойные печатные платы, литьё корпусов приёмников под давлением, роботизированная пайка компонентов. Уверены - наш «Говорун» совсем скоро станет именем нарицательным в технологиях тифлокомментирования для кинотеатров.

- Помимо управления группой компаний «Кинокомфорт» вы также являетесь секретарём российской секции сообщества инженеров кино и телевидения SMPTE. Раскройте, пожалуйста, эту тему чуть подробней. Какой реальный практический смысл или пользу приносит российская секция нашей индустрии кинопоказа, конкретным кинотеатрам? Над чем вы работаете?

- Для нас кино - это не временный бизнес-проект на волне, что называется, отраслевого хайпа. Для нас это призвание и дело всей жизни. Мы в профессии давно и надолго, наверняка навсегда. Мы хорошо знаем историю развития кинопоказа, нам небезразлично, как эта индустрия развивается сейчас, и мы хотим, чтобы те, кто придут в киноинженерию после нас, имели под ногами прочную основу для своего развития. Мы - это неравнодушные инженеры кино и телевидения, объединённые на мировом уровне в сообществе SMPTE. Нас примерно 7.000 и мы стремимся к тому, чтобы это количество неуклонно росло.
Мы генерируем технологические и инженерные идеи, обсуждаем их, находим лучшие. Создаём на их базе новые или совершенствуем существующие направления развития, разрабатываем отраслевые стандарты. За этой сухой формулировкой скрывается интереснейшая инженерная работа, в которой каждый из нас находит своё удовлетворение. Кто от процесса, кто от результата, кто от сопричастности. К сожалению, Россия упустила в последние несколько десятилетий пальму первенства инновационного лидерства в сфере кино. А ведь именно наши, советские и российские инженеры были у истоков технологий стереопоказа, лазерных источников света, кинотеатров с гигантскими экранами. И эту ситуацию нужно менять.
Недавно мы с председателем российской секции, Олегом Березиным, вернулись с ежегодного конгресса SMPTE в Лос-Анджелесе, где за четыре дня на примерно 70 выступлениях узнали основные тенденции развития индустрии кинопоказа и телевещания, а уже, точнее, медиавещания. В многочисленных неформальных беседах за чашкой кофе в перерывах или во время утренней пробежки в парке мы обсудили насущные нам вопросы, как говорится, с первоисточниками. Наша виртуальная российская база знаний пополнилась обстоятельно, и теперь мы на встречах с инженерами российской секции SMPTE, со студентами в профильных ВУЗах и поделимся этими знаниями, и обсудим, и разберёмся, как быть готовыми к грядущим переменам, как их приложить к нашей действительности, в чём можем их развить и дополнить.
Наши знания - это залог того, что в конкретные российские кинотеатры будут приходить технологии завтрашнего дня, не почерпнутые из красивых рекламных буклетов и презентаций менеджерами отдела продаж какой-либо горе-компании, а взвешенные, инженерно проанализированные и правильно адаптированные к российским условиям.

- Можете пояснить это на каком-то понятном примере?

- Пожалуйста. Например, технология завтрашнего дня, пока с многими вопросами, но активно развивающаяся - экраны на базе LED-дисплеев в кинозалах, уход от проекционной к излучающей технологии показа. На отдельной секции конференции SMPTE в Лос-Анджелесе выступили разработчики и инсталляторы таких экранов - обстоятельно, доступно, без каких-либо заигрываний с аудиторией глянцевыми картинками. Раскрыли все инженерные тонкости и детали реализованной на сегодня технологии, плюсы и минусы, проблемы инсталляций и пути их решения. Эту информацию сложно переоценить. Зная её, теперь можно и нужно закладывать в каждый новый проект кинотеатра, пока ещё с проекционной техникой, те решения, которые спустя 5-10 лет, когда настанет время экранов LED, позволят сделать в этих кинотеатрах возможность их установки. Без учёта этой специфики, в строящихся сейчас, как вы говорите, типовых многозальниках, сделать это невозможно в принципе. Конечно же, мы будем использовать эти знания на практике и каждый новый конкретный кинотеатр получит практическую пользу уже сейчас.





- Мы затронули темы и «лазеров», и LED-экранов. А какая перспектива развития технологий кинопоказа, на ваш взгляд, наиболее вероятна в ближайшем будущем? Мы движемся в виртуальную кинореальность? Голографическое кино? Какие-то новые технологические решения в проекционной и звуковой составляющих?

- На мой взгляд, ту реальную технологическую составляющую кинопросмотра, а скорее всего, уже «киноощущения», которую застанут наши дети и внуки, сейчас невозможно себе представить. Вспомните картинки о «будущем через 100 лет», которые рисовали в начале прошлого века. Это серебристые аэропланы с пропеллерами, комбайны, управляемые фермерами по проводам, роботы с заклёпками для одевания и бритья, видеосвязь через два кинопроектора и две кинокамеры на треногах, прослушивание новостей на патефоне. Мы сейчас не можем представить себе ту технологию, которой ещё нет. Скорее всего, это будет что-то, воздействующее на максимальное количество каналов восприятия внешнего мира человеком - и визуальный, и слуховой, и обонятельный, и вкусовой, и тактильный. А эксперименты с виртуальной реальностью, тем же 360-градусным стереокино, образцы которого мы смотрели на конференции в Лос-Анджелесе - это, скорее, нащупывание путей развития, чем явное движение вперёд.

- Ну, а если всё-таки пофантазировать?

- Я думаю, что событие с ретро-названием «кино» будет происходить в будущем в двух форматах - пассивном и активном. В первом варианте кинозал станет цилиндрической формы, а зрители в креслах будут расположены в его центре. Изображение фона и героев будут формироваться в объёме всего пространства зала. Фильм будет состоять из набора сюжетных линий, которыми можно будет управлять по ходу просмотра. Для цифрового актёра наверняка можно будет выбрать желаемый образ и «натянуть» его на сюжетный эко-скелет - хоть Тома Круза, хоть Майкла Джексона, хоть себя, хоть знакомую по соцсети. Во втором, активном варианте просмотра, можно будет свободно перемещаться в интерьерах, пространстве фильма и присутствовать настолько близко к героям, насколько этого захочется. Наверняка при этом будет какой-то интерактив общения с ними, вовлечение в события фильма - как это было в «Последнем киногерое» с героями Арнольда Шварценеггера и Остина О’Брайена. Ну, а ближайший вектор технологического развития кинопоказа, вполне очевидно, нам задаст «Аватар-2», премьеру которого мы все ждём в конце следующего года. Будет ли это панорамный фильм, дополненная реальность, HFR, 3D без очков или всё это вместе - можно только гадать, скоро узнаем.

- Традиционно хочется завершить нашу беседу вашим видением следующего года индустрии кинопоказа. Что вы ожидаете от него в профессиональном плане?

- Жду уже не первый год, что наконец-то глобально изменится сама концепция кинопоказа. Когда не кинотеатр будет говорить зрителю, когда и что он может посмотреть, а зритель будет говорить кинотеатру, когда, что и где он хочет посмотреть. Приход технологии передачи данных 5G позволит иметь единое облачное хранилище фильмов и выполнять их онлайн-показ в любом кинозале сети по запросу. Надеюсь, в следующем году уже появятся первые реализованные решения этой концепции, ну, а дальше она уже понесётся как снежная лавина, здесь сомнений нет. Пользуясь случаем, хочу поздравить всех читателей журнала «Кинобизнес сегодня» со стремительно приближающимся Новым Годом и пожелать, чтобы, несмотря на обилие ожидающихся технологических и бизнес новинок в нём, с нами всегда оставалось чувство удивления и восхищения, которое вот уже более ста лет нам дарит магия кино!





Чат