ОБСТОЯТЕЛЬНО

ОБСТОЯТЕЛЬНО

ЛАЗЕРНЫЙ КИНОПОКАЗ – МОДА ИЛИ ПРОГРЕСС?
Интервью Сергея Пуськова журналу "Бюллетень кинопрокатчика" 

С переходом индустрии кинопоказа на цифровую платформу поток технологических новинок в этой отрасли довольно быстро перерос из тонкого ручейка в полноводную реку и сейчас продолжает нарастать до масштабов океана. Новые модели проекторов, серверов, 3D-систем, новые звуковые и тактильные форматы появляются буквально к каждой из нескольких ежегодных крупных мировых киновыставок.

Самый яркий тренд сегодняшнего дня кинопоказа – и в прямом, и в переносном смыслах – это новое поколение проекторов с лазерным источником света. Что это – новая эпоха цифрового кино или экзотическое расширение модельного ряда производителей оборудования? Насколько оправданы слухи о высоких ценах на такие проекторы? Актуальна ли вообще и может ли быть востребована эта техника у нас, в России?  

Об этих и других аспектах «лазерного» кинопоказа рассказал генеральный директор компании «Кинокомфорт» Сергей Пуськов.


В последнее время появляется всё больше и больше информации о так назывыаемых «лазерных» проекторах для коммерческого кинопоказа. Как Вы оцениваете эти сообщения? Насколько их несомненный рекламный подтекст от такого звучного слова, как «лазер», перекрывается реальным технологическим прогрессом в этой области?

Действительно, соглашусь с Вами, в бесконечном плотном информационном потоке, проходящем через каждого из нас практически в круглосуточном режиме, огромное количество слов-ловушек, слов-якорей, цель которых – ухватить и завладеть нашим вниманием. «Лазерный» в этом плане просто идеальный пример цепкого прилагательного! (Смеётся).

Только представьте: «Вчера ходили в лазерный кинотеатр, фильм был просто потрясающий, так всё ярко в 3D!», «У нас тут лазерный кинотеатр открыли, может сходим вечером?» - ну, и так далее. Понятно же, что всего одно правильное прилагательное в сказанной фразе добавляет зрителей в новый кинотеатр по числу слушающих.

Тонкость момента состоит в том, что для привлечения всё большего и большего количества зрителей, гостей, чтобы работало по нарастающей «сарафанное радио», «лазерный» кинотеатр действительно должен показать каждому из них что-то такое, что удивит и впечатлит реально. Как минимум – однозначно отметёт все прочие альтернативы при выборе места проведения досуга.

И, надо сказать, что здесь разработчики новых технологий и производители нового оборудования постарались на славу. Ведь одна из главных особенностей «лазерной» проекции, то, что видит зритель – это всегда ожидаемо яркое, комфортное по восприятию изображение по всей площади экрана, как в 2D-, так и в 3D-показе, с насыщенными естественными цветами и глубоким стерео-эффектом.

 

Но, ведь при правильно подобранном и корректно настроенном проекторе, работающем на ксеноновой лампе, наверняка можно достичь того же результата?

Не стану переходить в область субьективных оценок, объективно могу сказать, что это будет что-то отдалённо похожее и, увы, весьма кратковременное. Действительно, при установке нового проектора, с новой лампой из коробки, специалистом, за плечами которого сотни инсталляций, вы получите вполне приемлемую и качественную «картинку» на экране.

Церемония открытия и фуршет пройдут «на ура». Однако, затем начнутся долгие штатные рабочие будни. Каждые несколько месяцев ваш сотрудник будет менять в проекторе дорогую ксеноновую лампу, теряющую к концу гарантийного срока службы порядка 50% своей яркости. Точность установки и взаимной юстировки оптических элементов лампового фонаря проектора со временем будет снижаться, да и сам проектор, по сути мощный пылесос, будет осаждать пыль на внутренних световых элементах. И все эти накапливающиеся факторы будут вести к прогрессирующему ухудшению качества изображения на экране. А это же впечатления зрителей от посещения вашего кинотеатра!

 

А как же сервисное обслуживание кинотеатра специализированными профессиональными компаниями? Оно же должно положительно влиять на качество кинопоказа?

Вне сомнения, и должно, и влияет. При этом давайте не упускать из виду, что в подавляющем большинстве случаев профессиональная профилактика проекторов выполняется один-два раза в год в лучшем случае. Эта услуга хоть и доступная, но имеет свою весьма ощутимую цену. Остальное время техника находится на попечении сотудников кинотеатра, не всегда имеющих необходимый уровень навыков, да и профессионального инструмента.

 

И что же, весь этот комплекс сложных вопросов и ограничений решает лазерная проекция?

Да, решает, и это настолько красивые инженерные решения, что, действительно, речь идёт о новом уровне, новой эпохе в технологиях кинопоказа. Постараюсь объяснить основные моменты упрощённо, простым и понятным языком.

Смотрите, при нескольких различных конструктивных решениях, принцип построения лазерных кинопроекторов остаётся одинаковым. В качестве источника света используются матрицы, наборы светодиодов, каждый из которых излучает свет одного, базового цвета – или красный, или голубой, или зелёный. Смесь этих базовых цветов образует чистый белый свет, который и формирует изображение на экране.

Основные особенности «лазерных» светодиодов такие. Во-первых, это их очень высокая яркость при невысоком энергопотреблении: ваш проектор теперь светит в два раза ярче, а счета за электричество становятся в два раза меньше, в условном сравнении, конечно.

Во-вторых, срок службы. Он составляет не месяцы, как у ксеноновых ламп, а годы, минимум 7-10 лет. При этом, весь срок службы «лазерных» светодиодов вы имеете всегда одинаковый, тот самый высокий уровень яркости изображения на экране.

Дальше, в вашем проекторе теперь нет всей той сложной оптики, которую нужно было юстировать и вытирать от пыли – «лазерный» световой поток направлен от светодиодов буквально в формирователь изображения и дальше через объектив на экран.

В вашем проекторе также нет и всей электроники, связанной с работой ксеноновой лампы: огромного высоковольного блока питания, блока поджига – элементов, наиболее критичных в вопросах надёжности и, как следствие, бесперебойности кинопоказа.

По сути, «лазерный» проектор стал необслуживаемым, в нём отсутствуют элементы, требующие юстировки. Контроль параметров работы светодиодов выполняется по сети, пыль вытирать нужно разве что с проекционных окон. Ваш кинопроектор теперь просто работает многие, многие годы, там, где-то наверху в аппаратной. Забудьте о нём. И свыкнитесь с тем, что на вашем экране всегда идеальное изображение.

 

Всё это звучит очень оптимистично, но как насчёт экономической составляющей? Ведь стоимость «лазерных» проекторов значительно выше, чем традиционных, работающих с ксеноновой лампой.

Давайте не будем торопиться с выводами и перейдём от слухов к фактам.

Прежде всего, не стоит смешивать все виды «лазерных» проекторов вместе, пытаясь вывести какую-то усреднённую стоимостную величину этой технологии кинопоказа.

Да, есть так называемые «премиальные», RGB-6P проектора. Не вдаваясь в технические детали, можно просто отметить, что это действительно самые совершенные и мощные проектора с «лазерным» источником света на сегодняшний день. Они исполняются в новом, специально разработанном корпусе, обеспечивают колоссальный световой поток почти до 60.000 люмен и предназначены для работы на экранах от 20 метров шириной – это премиальные залы крупных мультиплексов, фестивальные и киноконцертные залы, залы формата IMAX. Стоимость таких проекторов варьируется в зависимости от необходимого для конкретного экрана светового потока и составляет несколько сотен тысяч Евро, что попадает в ценовой диапазон затрат на создание кинозала экстра класса. Сейчас мы говорим только об одной из составляющих затрат из бюджета кинотеатра – стоимости закупки кинопроектора.

Отдельный класс оборудования – это «лазерно-фосфорные» проектора. Они работают на ином принципе формирования белого светового луча, используя только «голубые», недорогие светодиоды, и специальный диск с фосфорным покрытием, изменяющим их спектр. Это «средний класс» проекторов с «лазерным» источником света. Они оптимальны для залов средней вместимости, с экранами от 10 до 16 метров шириной. Такие проекторы выпускаются в том же корпусе, что и «ксеноновые». В них «лазерно-фосфорный» модуль размещается вместо лампового фонаря и, как правило, может быть установлен на уже много лет работающий проектор. Стоимость таких решений, как нового полного проектора, так и отдельного «лазерно-фосфорного» модуля, находится в одном диапазоне цен с новым «ксеноновым» проектором. Разница их стоимостей – это не разы, а несколько десятков процентов.

Ещё один класс оборудования – это автономные «лазерные» источники света, которые выпускаются в отдельном корпусе и передают световой луч в проектор гибким световодом длиной от 3 до 20 метров. Они имеют модульную конструкцию, могут работать как с уже имеющимися в кинотеатре, так и с новыми проекторами, как правило, любого производителя. Стоимость таких источников света тоже значительно варьируется в зависимости от требуемой яркости.

Итак, поняв, какой же тип проектора нужен для конкретного кинозала, можно составить финансовый план расходов и доходов вашего кинотеатра. Вполне очевидно, что сроки окупаемости вложений в кинотеатральный бизнес уже не столь короткие, как это было в начале тысячелетия, и могут составлять 5, 7 и даже 10 лет. И, поэтому, правильным подходом при построении финансовой модели деятельности кинотеатра будет комплексная оценка всех затрат в течении этого периода окупаемости. И вот тут то и происходит понимание коммерческой эффективности «лазерных» решений. Ведь спустя 3-5 лет, в течении которых расходы на «ксеноновый» и «лазерный» проекторы сопоставимы, из ваших затрат навсегда исключатся значительные суммы на покупку ксеноновых ламп, оплату потребляемой электроэнергии, сервисное обслуживание. Срок возврата инвестиций значительно сократится. Кроме того, не следует забывать о имиджевой и «сарафанной» составляющих «лазерного» кинотеатра. Всё только в плюс.

 

Как Вы полагаете, при всём при этом, будет ли цена на «лазерные» проекторы снижаться со временем?

Очень хотелось бы сказать, что да, наверняка. Однако, у меня есть чёткое убеждение, что производители оборудования тоже экономически подкованы и много и часто считают на калькуляторе. (Смеётся) Я вполне допускаю, что в ценовой составляющей «лазерного» проектора заложена некая просчитанная экономика затрат потенциального покупателя на долговременное приобретение ксеноновых ламп в случае использования обычного проектора. Вряд ли удешевление производства какого-то компонента «лазера» заставит глобально пересмотреть его общую ценовую составляющую, ведь и затраты на разработку продукта нового класса весьма значительны, а рынок сбыта весьма и весьма ограничен. Очень хочу ошибиться в своём мнении!

 

Если заглянуть всё-таки на некоторое время вперёд, как по Вашему, насколько перспективна эта технология с точки зрения повсеместного внедрения в принципе?

Самнеоднократно задавался этим вопросом и недавно на одном из семинаровкомпании BARCO, имеющей сегодня самую широкую линейку «лазерных» проекторов и чёткие планы по её динамичному расширению, задал его представителю компании. Ответ прозвучал действительно впечатляющий. Буквально в ближайшие несколько лет, когда компания BARCO переведёт на лазерные источники света все модели кинопроекторов, выпуск «ксеноновых» кинопроекторов планируется значительно сократить до полного завершения. Что тут к этому добавить? Да, новая эпоха проекционных технологий практически наступила.


Да, и очень приятно, что все мы её участники. И, подытоживая этот интересный рассказ, скажите, насколько востребована новая технология у нас, в России, сегодня? Пришла ли и к нам новая эра, теперь уже лазерного кинопоказа?

Как там в известном афоризме? «Русские долго запрягают, да быстро едут»!

Интерес к «лазерной» технологии огромный. И со стороны инсталляторов, и со стороны владельцев кинотеатров. Сейчас, на начальном этапе её внедрения, все ведут сбор информации, обсуждают, советуются, считают.

Несколько крупных российских киносетей в каждый из своих открывающихся мультиплексов уже устанавливает по нескольку «лазерных» проекторов в том или ином формате ещё с прошлого года. Ценовые запросы на новую технику поступают постоянно, по нарастающей.

Россия – страна огромного потенциала, и интуиция мне подсказывает, что какое-то знаковое событие европейского маштаба в сфере «лазерной» кинопроекции может и должно состояться в ближайшее время именно в нашей стране. Думаю, оно станет мощным стимулом для всех сомневающихся в правильности выбора.

Уверен, мы стоим на пороге глобального технического переоснащения индустрии кинопоказа!

 

Материал подготовлен пресс-службой группы компаний «Кинокомфорт»