Пресса

ОБЪЁМНЫЙ ЗВУК В КИНОЗАЛЕ – ОПРАВДАНЫ ЛИ ЗАТРАТЫ?

Интервью Сергея Пуськова журналу "Бюллетень кинопрокатчика"

01_Main-AMAX-Small.png

Вне сомнения, каждый владелец кинотеатра всегда стремится сделать его насколько возможно привлекательным для своих гостей, экспериментируя с интерьерными решениями и совершенствуя сервис обслуживания. Однако, после того, как в зале гаснет свет и зритель погружается в атмосферу фильма, ключевыми остаются два фактора привлекательности – качество изображения и звука. Недавний массовый приход в кинозалы 3D-систем обеспечил визуальное погружение в фильм. Буквально сразу же за чувства зрителей и бюджеты инвесторов решили побороться и разработчики форматов объёмного звучания.

Почему объёмный звук всё ещё остаётся экзотикой для большинства кинотеатров? Насколько оправданы дополнительные вложения в звуковое оборудование объёмного формата? Станет ли объёмный звук обычным атрибутом современного кинозала, как уже стало объёмное изображение?

Своё видение этих весьма актуальных тем раскрыл генеральный директор компании «Кинокомфорт», пионера и активного участника российского рынка технологий объёмного звучания, Сергей Пуськов.

 

Как давно в российские кинотеатры пришёл объёмный звук?

Буквально сразу же после общемирового анонса. Как вы знаете, звук всегда был и остаётся одной из консервативных составляющих индустрии кинопоказа. Ведь переход на новый формат звуковой фонограммы требует колоссальных технических и творческих обновлений всей длинной цепочки этапов жизни фильма – от замысла и съёмки, через пост-продакшн, тиражирование, распространение - и до кинопоказа. При этом, каждое такое обновление формата всегда с восторгом встречается зрителями, ведь это всегда добавление ещё одного нового измерения к их впечатлениям. Из моно – в стерео, из стерео – в плоскость 5.1, теперь вот из плоскости в объём. А новые впечатления – это же как раз то, за чем мы все ходим в кино. И каждую новую звуковую технологию компании-интеграторы всегда стремятся побыстрее продемонстрировать кинотеатрам. Так, первый демо-зал с объёмным звуком нового поколения BARCO Auro 11.1 появился в Санкт-Петербурге, насколько помню, ещё в 2011 году.

 

Увидели, послушали – это понятно. А как быстро после этого начались коммерческие инсталляции?

Наша компания получила заказ на проектирование тогда ещё первого в России кинозала с объёмным звуком, в составе многозального кинотеатра в городе Орёл, в том же, 2011 году. Открытие состоялось в следующем, 2012-м. За последующие четыре года мы спроектировали и оснастили больше десятка кинозалов с очень обширной географией – от Питера до Владивостока и от Белгорода до Сыктывкара.

 

Если посмотреть на статистику количества залов с объёмным звуком относительно их общего количества в России, то видно, что это буквально единицы процентов. Почему не десятки?

Объёмный звук, конечно же, предполагает увеличение затрат на оснащение зала. Это вполне очевидно. Количество акустических систем, усилителей, кабеля, сложность работ по инсталляции – всё возрастает в несколько раз. Насколько быстро эти вложения могут окупиться зависит от большого количества факторов для каждого конкретного кинотеатра. На сегодня сложилась такая ситуация, что оснащение кинозала объёмным звуком ассоциируется и у владельцев кинотеатра, и у зрителей с премиальным уровнем зала. Так и происходит, только от обратного – если строится некий новый мультиплекс, и в его составе предполагается премиальный, или премьерный, зал, то он оборудуется системой объёмного звучания.

 

Могли бы Вы назвать примеры таких кинотеатров?

Да, конечно. Навскидку, это де-факто главный премьерный зал нашей страны в составе кинотеатра «КАРО 11 Октябрь» на Новом Арбате в Москве, где мы инсталлировали систему BARCO Auro 11.1 ещё в 2013 году. Премьерные залы той же сети «КАРО Vegas 22», «КАРО 10 Щука». Премьерные залы «Мираж Синема», «ГРИННФИЛЬМ», «Синема Град Палас», «РубЛион Синема».

 

Почему же всё-таки это единичные случаи, а не массовая практика?

Сложно сказать. Возможно некая инерционность мышления со стороны инвесторов, возможно малая информативность. В любом случае, разница суммарных бюджетов на создание многозального кинотеатра с классическим или 3D-звуком просто мизерна, а имиджевый, рекламный, да и просто впечатлительный, если можно так сказать, эффекты от кинозала с объёмным звуком просто огромна. Надеюсь, со временем это понимание наступит, и количество BARCO Auro залов будет расти ещё более быстрыми темпами.

 

А как обстоит дело с выпуском фильмов с объёмной звуковой дорожкой? Возможно, один из факторов сдерживания роста тех же BARCO Auro кинозалов – это недостаток нужного контента?

Переоснащение звуковых студий, как и кинотеатров, происходит не сразу и идёт постепенно. Количество фильмов с 3D-фонограммой также растёт и растёт. Сейчас практически каждый потенциальный блокбастер, или фильм с участием «звёзд первой величины», микшируется в объёмном звуке, количество таких фильмов уже вполне достаточное для наполнения кинозалов. Приятно отметить, что уже две крупные российские студии пост-продакшн модернизированы и работают с форматом BARCO Auro 11.1, при чём они участвуют не только в процессе сведения фонограмм дублированных зарубежных фильмов, но и выпуске наших, российских картин с объёмным звуком.

 

Вы всё время упоминаете BARCO Auro 11.1. Почему Вы акцентируете внимание именно на этом формате объёмного звука для кинозалов?

Всегда хорошо, когда в какой-либо отрасли нет монополии, есть здоровая конкуренция, стимулирующая к развитию. Однако, формат Auro настолько красивое решение, что, по моему личному мнению, это безальтернативный вариант следующего поколения, ни много ни мало, а всей мировой звуковой индустрии. Не только кино. В формате Auro пишутся и выпускаются музыкальные треки поп и рок-звёзд. Топовые модели люксовых автомобилей оснащаются звуковыми системами в Auro-конфигурации. Новые релизы культовых компьютерных игр выходят с Auro-звуком. Он уже пришёл в игровые приставки, смартфоны, вещательные телевизионные сети. Конкретику можно легко найти в сети Интернет.

Я хорошо знаком и часто общаюсь с идеологом и разработчиком формата Auro, м-ром Уилфред Ван Бейленом (Wilfried Van Baelen). Это уникальный человек. Композитор, музыкант, акустик, инженер. Он реальный фанат качественного звука во всех его аспектах, и результаты его деятельности, я бы даже сказал инженерного творчества, просто впечатляющие.

 

Скажите ещё несколько слов о новом формате BARCO AUROMAX - почему он появился и чем он лучше уже имеющегося BARCO Auro 11.1?

Новый формат BARCO AUROMAX – это шаг навстречу концепции единого, так называемого «открытого» формата. Сейчас в индустрии кинопоказа доминируют два формата объёмного звука, совершенно разных по философии, аппаратной архитектуре, даже размещению акустики в кинозале. Такая ситуация невыгодна всем – и создателям фильмов, и кинотеатрам. Именно поэтому возникла идея создания некоего единого, общего, среднеарифметического формата, который станет новым стандартом звукозаписи для кино. Звуковая фонограмма нового стандарта будет полноценно воспроизводиться в любом кинозале, на любой установленной там звуковой системе.

BARCO AUROMAX имеет формулу 26.1 для больших залов и 20.1 для малых залов. В нём, по сравнению с Auro 11.1, добавились боковые предэкранные каналы, а каждый зальный канал разделился на два. За обработку колоссального потока звуковой информации отвечает новый процессор, разработанный европейским лидером многоканальных концертных инсталляций, недавно вошедшим в состав компании BARCO.

Могу с уверенностью сказать, что BARCO AUROMAX - это реальное, всеобъемлющее завтра кинотеатральной технологии. Это тот формат, которым без сомнений можно оснащать хоть каждый зал своего кинотеатра уже сегодня. И понимание этого уже наступает.

    

Материал подготовлен пресс-службой группы компаний «Кинокомфорт»